ru en

Effective Project Management GroupEffective Project Management Group

     
 

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ярмахов Б.Б.
(Нижний Новгород, Россия)

Статья опубликована:
Ярмахов Б. Б. Межкультурная коммуникация: аспект социальной идентичности // Материалы международной научно-практической конференции "Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах" - "Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences") Ч.I - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.183-185

    Abstract
    The paper "Cross-cultural communication: the social identity aspect" by Boris Yarmakhov (Nizhny Novgorod) deals with an important issue of contemporary social science. The question of cross-cultural communication effectiveness may be interpreted as a matter of identity conflict. The sources of communicative identity originate in the structure of communities. From the point of view of social development two main directions of communication should be taken into concideration. The first is the tendency to open oneself in an act of communication, while the second is an attempt to communicatively close the community, make it untransparent for strangers. Communication technologies development leads to the new forms of social organization. A break through the filters of understanding is possible only with the help of personalities able to accept multiple identities.

В современном мире, с его все нарастающими тенденциями к интеграции и диалогу все большую значимость приобретает вопрос о полноценном понимании друг другом людей, представляющими различные по форме и содержанию культуры мышления, ценностей и поведения. Вопрос о возможности или невозможности кросс-культурной коммуникации, о возникающих в связи с ней проблемах потери части значений и смыслов при контакте представителей разных культур должен быть интерпретирован как вопрос о конфликте идентичностей. Иными словами, естественным образом возникающая ситуация непонимания между представителями разных культур - национальных, религиозных, профессиональных или организационных основывается в различиями в матрицах соотнесенности коммуникантов с социальными образованиями, с которыми они себя отождествляют.

Ставя вопрос об оптимизации понимания, необходимо помимо чисто переводческих вопросов, связанных с проблемой соотнесения грамматических и лексических языков, учитывать и проблемы различия символических средств, поведенческих и ролевых моделей, ценностей, присущих разным сообществам, что и становится, как правило, причиной герменевтических конфликтов - на уровне понимания - даже между носителями одного и того же языка.

Истоки коммуникативной идентичности следует искать в организации сообществ, которые являются средой для социальной жизни человека.

Коммуникация, какие бы причудливые формы - от зарубки на стволе дерева до базы данных, размещенной в Интернете, она ни принимала, служит задаче поддержания сообщества на уровне максимальной информационной и смысловой открытости для входящих в него людей. Как в самосознании первобытного человека "Мы" всегда предшествует "Я", так и в повседневной жизни человека современного формы коллективного препятствования смысловой энтропии превалируют над стремлением к максимально авторскому самовыражению. Многократно повторяясь, ритуализируясь, приобретая застывшие, но в то же время чрезвычайно энергетически насыщенные формы - такие как танец, песня, миф, коммуникация служит поддержанию того порядка вещей, которая для большинства членов сообщества является очевидной и незыблемой реальностью.

Говоря о внутренней, информационной структуре сообществ, можно усмотреть два направления коммуникации. Во-первых, это все, что связано с открытием одного индивида, его намерений, поступков, желаний, состояний другому - как конкретному партнеру по диалогу, так и абстрактному, обобщенному слушателю. Примером такой коммуникативной ситуации может быть самодеятельный художник, который рисует на стене картину в стиле граффити. Он использует при этом, максимально открытый, не защищенный никакими фильтрами вербальных значений язык и использует для своего послания место, максимально открытое окружающим.

Во-вторых, все то, что связано с замыканием сообщества, в которое входят оба эти индивида перед лицом всего внешнего, инородного. Примером может служить разговор двух владимирских торговцев, разговаривающих друг с другом на "офене" - секретном языке, недоступном для непосвященных.

Две эти ситуации наглядно характеризуют явление, которое можно назвать "коммуникативной осью", на одном полюсе которой - ситуация максимальной прозрачности, в которой высказывание и его восприятие доведены до состояния технического декодирования сигнала, а на другом - ситуация полного блокирования понимания, использование непрозрачных кодов, прежде всего, для того, чтобы обеспечить функционирования коммуникативного фильтра "свой - чужой".

Тенденции коммуникативной открытости и замыкания в той или иной степени присущи любому человеческому сообществу и уже поэтому вопрос о межкультурном диалоге не может быть рассмотрен как сугубо технический, переводческий, поскольку за ним стоят интересы, ценности, мотивы и поступки конкретных людей а во многих случаях еще и многовековая история того сообщества, с которым они себя соотносят.

При этом, оценивая современную ситуацию в сфере межкультурной коммуникации, необходимо учитывать несколько уровней напластований над бесписьменной, "звучащей" коммуникацией, для которой характерно сближение и слияние в сознании коммуникантов означающего и означаемого. Эти напластования возникли, прежде всего, благодаря развитию средств коммуникации. Письмо как коммуникационная технология открыло принципиально новые возможности для создания сообществ нового типа - представляемых сообществ, то есть таких, члены которых не знают друг друга лично, поскольку физически находятся на большом расстоянии друг от друга. Наиболее ярким примером такого сообщества является государство - то есть такое сообщество, которое создается, прежде всего, с помощью письменного текста. Таким же образом оформляется институциализация, лежащая в основании представляемых сообществ.



Вернуться к списку